Церковь во Львове наступает на польские грабли

Церква у Львові наступає на польські граблі

О спорах вокруг реконструкции пространства и сооружение памятника Митрополиту Андрею уже можно писать книгу, как первый яркий конфликт между Церковью и современным обществом в Западной Украине.

Я несколько месяцев назад писал о конфликте между этими двумя субъектами в Польше и предположил, что мы пойдем по польским граблям, где Церковь не поняла насколько быстро и сильно меняется и изменилось общество.

Я не хочу комментировать ни реконструкции, ни сам памятник (также оставлю здесь вне внимания тему денег, подрядчиков и откатов), но все же решил сказать о коммуникации вокруг этого всего.

О коммуникации между Церквом и социумом. И здесь ключевым понятием является – авторитет. То чего не поняла Церковь в Польше, которая продолжила говорить с обществом «как такая, что имеет власть». Забыв (или проворонив), что сегодня ни один авторитет не является «автоматическим», он не падает с неба в момент рукоположения присутствует в определенных институтах по умолчанию. И получила затяжной конфликт.

Авторитет сегодня можно только завоевать, за него надо бороться, сегодня социум сам решает/выбирает, кто является для него авторитетом и кого слушать, а кого нет. С этим можно не соглашаться, воевать об этом («и как то так, нет ничего святого!» и т.д.), но это не изменит ситуации. Разговор с позиции «потому что я имею авторитет» и каждое слово, которое говорю освященное этим авторитетом, это априори провальная разговор – особенно, когда этот разговор сводится к очень общим поучительных фраз, которые начинаются со словосочетания «особым образом».

Сейчас видим кульминацию «Communication breakdown», как си говорит. И антиклерикализм, о котором слышу в последние дни (а о его предпосылки и предпосылки говорю уже не первый год) является ничем иным, как результатом этого коммуникационного провала. Это «польские грабли».

А почему я беру этот пример? Это потому, что религиозность Галиции и восточной Польши очень похож. Такой же прочный авторитет Церкви в обществе на выходе из СССР, затем очень похожи секулярные процессы (пока менее интенсивные в Украине), социум меняется, а Церковь — нет, появление новых поколений, которые более критически мыслят и анализируют, что и кто и КАК(!) им говорит — отсюда результат.

И от этого никак нельзя застраховаться, ведь создать герметичную среду сегодня невозможно, этого не возможно даже в России (где авторитет РПЦ стремится к нулю).

Чем это все закончится трудно сказать, но все из этого конфликта выйдут другими. Если какую-то сторону «нагнут», то конфликты будут еще и еще, больше и меньше. Если будет найден компромисс и будет переосмыслено методы коммуникации, то есть шанс, что все будет более менее хорошо, а может и нет…