Пасха еще далеко

Пасха еще далеко

На днях европейские СМИ обнародовали информацию о согласии Папы Римского Франциска установить общую дату празднования Пасхи с христианскими церквями восточного обряда. Однако официальных сообщений и, тем более, документов на сайте Ватикана по этому поводу нет. ZAXID.NET выяснял, действительно ли в ближайшее время христиане разных церквей будут праздновать Пасху в один день и каким образом это повлияет на украинские христианские конфессии.

Сейчас христиане западного обряда празднуют Пасху по новому, Григорианскому календарю, зато православные в большинстве своем до сих пор придерживаются Юлианского календаря. Вместе с тем, обсуждение необходимости определить общий для всех христиан дата празднования Пасхи длится годами.

В 1997 году в сирийском городе Алеппо представители католической, православной и протестантской церквей приняли документ, в котором подчеркнули, что наиболее приемлемым способом вычисления даты празднования Пасхи было празднование Пасхи в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия.

Однако, как рассказал ZAXID.NET эксперт по вопросам религии Анатолий Бабинский, алеппский документ так и остался декларацией о намерениях и не получил практического применения. «Никто ничего в этом направлении не делал. Но время от времени эти разговоры начинаются, ведь Воскресение Христово – это большой праздник, который нужно отмечать в один день», – отмечает он.

Предложил праздновать Пасху в один день коптский патриарх Александрийский Феодор II. На это предложение, по информации СМИ, уже согласились Папа Римский Франциск, патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий Ефрем II и Архиепископ Константинополя и Вселенский патриарх Варфоломей I.

Бабинский отмечает, что летом 2015 года Папа Франциск заявил, что христиане должны прийти к одной дате празднования Пасхи и он открыт для того, чтобы эту дату найти. Однако это пока лишь намерения искать взаимопонимание. «Нет согласия относительно конкретной даты. Есть добрая воля, чтобы найти такую дату между западной церковью и восточными церквами», – объясняет эксперт.

При этом пока неизвестно и то, по какому принципу будут определять день празднования Пасхи. Наиболее вероятными являются два варианта: фиксированный день, например, второе воскресенье апреля, или же общая для всех христианских церквей формула, по которой будут вычитать каждый год новую дату празднования Пасхи.

Сейчас же разногласия между «западным» и «восточным» Пасхой могут достигать пяти недель. Хотя были и случаи, когда дата празднования совпадала. В частности, в 2014 году и католики, и православные праздновали Пасху 20 апреля.

Папа Римский Франциск и Вселенский патриарх Варфоломей I

Религиовед, религиовед Тарас Антошевский также отмечает, что просто договориться об общей дате празднования лидеры церквей не могут. «Это вопрос не одного дня. Должен быть подписан соответствующий документ, к этому документу должна идти подготовительная работа. Пока такого документа нет», – сказал он в комментарии ZAXID.NET.

Анатолий Бабинській также убежден, что процесс поиска общей даты празднования Пасхи может занять несколько лет.

Впрочем, даже если лидеры мировых христианских церквей придут к консенсусу, это не будет означать, что украинские церкви сразу же примут совместную новую дату празднования Пасхи.

Бабинский объясняет, что Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не подчиняются Вселенскому патриарху Варфоломею I, поскольку «они являются так называемыми неканоническими, потому что не входят в список признанных православных церквей мира».

Следовательно, они сами будут решать, принимать общую дату празднования Пасхи. «Киевский патриархат, если бы это поддержал Константинополь, мог бы сделать такой жест и присоединиться к более цивилизованному православия», – считает эксперт.

Однако секретарь Священного Синода УПЦ КП архиепископ Евстратий (Заря) не видит необходимости в совместном праздновании Пасхи. На своей странице в Facebook он отмечает, что «опыт предыдущих изменений в календаре доказывает, что эта реформа обязательно приведет к новому календарного раскола – на старо — и ново-пасхальників». «Поэтому, как это не обидно, все христиане будут праздновать в один день», – убежден архиепископ.

Достижение согласия между западными и ближневосточными церквями автоматически не обязывает и Украинскую Греко-Католическую Церковь (УГКЦ) изменять дату празднования Пасхи. «УГКЦ тоже могла бы это поддержать. Но если в Украине православные не перейдут, то УГКЦ тоже вряд ли перейдет. Потому что в Украине немало багатоконфесійних сел, часто в одной семьи исповедуют разные конфессии. Поэтому усиливать разделение они не решатся», – объясняет Бабинский.

Кроме того, УПЦ Московского патриархата, которая подчинена Русской православной церкви и по сути является ее киевской митрополией, скорее всего не примет нововведения. «Даже если будет найдено совместную дату между Западной Церковью и церквями Ближнего Востока, вероятно, что РПЦ не присоединится к этому. Тогда УПЦ МП не согласится на новую дату», – замечает он.

Бабинский также отмечает что изменения в датах празднования Пасхи никоим образом не повлияют на празднование Рождества, которое является неподвижным праздником. «Рождество всегда празднуется 25 декабря, даже у нас в Украине. У нас Рождество выходит в январе, но в церковном календаре это 25 декабря, потому что это старый стиль», – говорит он и добавляет, что дата празднования Пасхи высчитывается по сложным формулам, никак с Рождеством не связанными.