Львовский наследство “Сисси” Габсбург

Львовский наследство “Сисси” Габсбург

18 сентября в кафе «Штука» состоялась встреча Клуба почитателей Галичины с отцом Иваном Галимуркой, администратором львовской церкви святых Ольги и Елизаветы. Речь шла об истории храма, его архитектурные особенности, легенды и возможности посетить недавно открытую обзорную площадку.

Отец Иван Галимурка

Согласно документальным источникам в начале ХХ века окраина города, какой была территория вокруг вокзала, не имела своего храма, а ее жители принадлежали к приходу церкви св. Анны. Когда вследствие развития железной дороги и прибытии все новых и новых работников количество жителей участка выросла до 70 тыс. человек, в 1894 году возникла инициатива построить костел. Разрешение на бесплатное выделение земли дал император Франц Иосиф i, приурочив возведения нового храма памяти императрицы Елизаветы «Сисси» Габсбург, которая погибла при трагических обстоятельствах в 1898 году. Во время строительства выяснилось, что участок слишком мал, поэтому с будущих прихожан собрали средства, которые инвестировали в ее расширение.

Во многих публикациях высказано мнение, что выбор места для строительства был неслучайным, отец Иван Галимурка эту версию не опровергает. Поскольку основным требованием к работникам железной дороги была высокая квалификация, а украинцы получить ее во Львове не могли, большинство жителей участка составляли поляки, поэтому и храм планировалось возвести католический. Масштаб костела должен быть таким, чтобы всем гостям города, которые въезжали во Львов с запада, сразу бросаться в глаза, а площадь Солярные, где когда-то располагались склады и оптовые соли, была лучшим местом, чтобы ограничить перспективу, увенчанную греко-католическим собором св. Юра.

В 1902 году объявили конкурс на создание лучшего архитектурного проекта храма — на 2,2 тыс. человек, с тремя входами, в романском или готическом стиле. К рассмотрению приняли 19 комплектов расчетов и чертежей авторов со всей Австро-Венгрии, а победу одержал известный львовский архитектор, профессор Львовской политехники Теодор Тальовський с проектом «Трио». Строительство поручили фирме Кароля Ріхтманна во главе с Яном Новоритою.

В конце 1903 года были выкопаны рвы для фундамента. Весной начались строительные работы. Краеугольный камень храма заложили 15 октября 1905 года, и уже через три года стены были готовы под навес, башни – наполовину обложенные. Окна планировалось заполнить витражами, однако на деле пришлось ограничиться обычным стеклом. Рамы и оконные розетты был изготовлен в 1909 году львовской мастерской Феликса Гретчела. Высоким художественным уровнем отличается распятие с фигурами Богородицы и св. Иоанна, что на главном фасаде, автором которых является известный украинский скульптор Петр Войтович, и фигура св. Елизаветы на фасаде боковой башни авторства Тадеуша Блотніцького. В 1908-1911 годах продолжались кровельные работы, которые выполнила фирма Франциска Бжозовича. В это же время было установлено три колокола, отлитые предприятием Фельчинських в Калуше. С февраля 1911 года фирма Антония Барщевского начала мощения пола храма, осенью храм электрифицировали. 22 октября состоялось освящение нового костела, хотя официальным днем завершения строительства стало 1 декабря 1911 года. Расходы на строительство величественной тринавной базилики в неоготическом стиле почти вдвое превзошли запланированный бюджет – 1 544,4 тыс. крон против ожидавшихся 700 тыс.

Следующим шагом в наполнении костела стало установление в 1917 году на средства железнодорожников бокового алтаря св. Иосифа авторства Петра Войтовича. Тогда же храму пришлось пожертвовать на военные нужды медную бляху с крыши и три колокола весом 100, 120 и 150кг. Зато здание сначала покрыли черепицей, лишь в 1935-36 годах заново покрыли медной бляхой, а новый колокол отлили аж в 1928 году. Частичных разрушений святыня подверглась во время украинско-польской войны, о чем напоминает памятная таблица на наиболее поврежденной стене.

Фото из архива Михаила Слободянюка

В межвоенное время храм пополнился восемью неоготичними сповідальницями авторства Ивана Войтовича из Перемышлян, 52 скамейками, часовней св. Губерта – покровителя охотников. Проект последней был разработан выдающимся львовским художником Казимиром Сіхульським на заказ львовского охотничьего общества. В 1926 году в храме был установлен и освящен один из самых больших органов в Польше работы известной польской фирмы братьев Бернацьких. В 1930 году был обнародован проект главного алтаря, авторами которого одни источники называют Людомира Журковича и Иосифа Шостакевича, другие – Петра Войтовича. Выполнение поручили фабрике Чарторыйских в Журавні, резьбу скульптур св. Елизаветы, св. Станислава и ангелов – талантливой львовской скульпторши Янине Райхерт-Тодтовій.

В будущем на площади перед храмом планировалось построить приходской дом, и бурсу, но на пути стали оккупация и вторая Мировая война. Последнее богослужение перед многолетним перерывом состоялось в мае 1946 года в сопровождении тяжелых вздохов и слез прихожан. Небольшую часть церковных вещей забрали с собой верующие, что выезжали из города, другая часть оказалась в других храмах и монастырях, хотя большинство безвозвратно потеряна.

Посвящение алтаря св. Губерта в 1926 году, работа Казимира Сихульського

В советское время костел был превращен в склад сельскохозяйственной продукции, внутрь помещения заезжали грузовики. Все интерьерные элементы были разорванные и изуродованные. В источниках упоминается, что здесь хранили продукцию фабрики «Свиточ», стройматериалы. Печальный конец не обошел стороной и знаменитый орган, который львовяне слышали вплоть до политехники. В 1944 году его сломали, а остатки металлических труб еще долго валялись на хорах. Подобная драматическая история в 1962 году случилась и с крестом на высоком шпиле костела. Распространена легенда, что исполнитель этого варварства целую ночь подтачивал железную рейку, а утром под возмущенные возгласы толпы вместе с крестом упал и разбился. Но как утверждают свидетели, исполнителей было двое – Олег Горлачов и Анатолий Богомолов, оба работали на железной дороге. Подрезав немного крест, Горлачов получил травму и не продолжил начатого. Крест под собственным весом накренился и следующей ночи с помощью троса и автопогрузчика его стащили на землю и разрезали на металлолом.

Восстановление храма началось в 1980-х годах, когда во Львов стали чаще наведываться иностранные туристы. Выходя из поезда, гостей встречала не величественное и красивое здание, а руины. Было решено начать с самого тяжелого участка крыши — навес шпилей, но на этом этапе восстановление прекратилась через распад СССР и экономический кризис.

После обретения Украиной независимости здание передали УГКЦ. Вскоре у храма появилась еще одна опекунша – святая Ольга, костел Эльжбеты официально стал церковью свв. Ольги и Елизаветы.

Масштабные восстановительные работы выполнялись часто средства, иногда — трудом прихожан, чьим главным вдохновителем был отец Михаил Федоров. Сначала была перекрыта крыша, застеклены окна, побелены помещения. Пока не подключили электроэнергию, отправляли богослужение при свечах. В наполнении храма в значительной степени помогли студенты и преподаватели Львовского колледжа декоративного и прикладного искусства им. И. Труша, капелланом которого был отец Михаил. Благодаря такому сотрудничеству в церкви появились матерчатые хоругви, скульптуры апостолов, тетрапод и тому подобное. Крест, которого не хватало, в 1993 году изготовили работники Львовского локомотиво-ремонтного завода. Освящение алтарной части храма состоялось 17 декабря 1995 года. Реставрация наружных элементов, – скульптурных деталей над главным порталом и на крыши, оконных розет, – продолжалась до 2007 года. На сегодня в церкви обустроены учебные классы для молодежи и прихожан старшего возраста, а с 2009 года все новости храма публикуются за звеном.

Среди намерений в ближайшие несколько лет – восстановление часов на главной башне, где сейчас можем увидеть остатки оригинального металлического циферблата. Для этого дела администрация уже аккумулирует средства и ищет меценатов.

Остатки металлического циферблата, фото Александра Шутюка

В июле в рамках акции «Ночь в Львове» церковь свв. Ольги и Елизаветы пригласила всех желающих осмотреть Львов с нового угла, который с тех пор можно посетить ежедневно: в будни — с 12:00 до 17:30, в выходные – с 15:00 до 19:00.

Источники: материалы встречи, исторический очерк отца Ивана Галімурки «Храм свв. Ольги и Елизаветы во Львове», — Львов: «Триада плюс». – 2011г. – 36с.